Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

По правилам

Дата: 21 января 2016 в 20:30

По правилам

         Существенной особенностью школьного обучения является то, что оно требует от всех  детей обязательного выполнения ряда одинаковых правил, которым подчинено все их поведение в школе.

        Этих правил довольно много. Большая их часть направлена на то, чтобы и класс в целом, и каждый отдельный ученик мог работать продуктивно. Назначение таких правил понятно: ведь учитель имеет дело одновременно с большой группой учащихся. Это, например, такие правила: не шуметь на уроке, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами; если хочешь спросить о чем-либо учителя или ответить на его вопрос,  подними руку; входить в класс и выходить из класса надо в определенном порядке и т.п.  Многие правила служат организации учебной работы каждого отдельного ученика, например: сидеть прямо, не горбясь; содержать тетради и учебники в определенном порядке; делать записи в тетрадях определенным образом; чертить поля в тетрадях строго определенной ширины и т.п. Некоторые правила «регулируют» отношения учеников между сотой и учеников с учителем.

        А теперь представим себе, что мы отменили классные занятия и для каждого ученика нашли учителя. При таком индивидуальном репетиторстве многие  из этих правил отпали бы, так как учитель общался бы с учеником непосредственно; при классном же обучении общение учителя с каждым отдельным учеником включено в общение с классом в целом. Все, что говорит и делает учитель, обращаясь к отдельному ученику, относится одновременно ко всем. Все, что говорит учитель, обращаясь к классу, относится к каждому ученику. В свою очередь, все то, что отвечает ученик на вопрос учителя, относится ко всему классу.

       Таким образом, по своей природе эти правила есть общественно выработанные способы поведения, обеспечивающие прежде всего продуктивность работы всего классного коллектива, и, следовательно, они являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе класса.

В этом заключается важнейшая воспитывающая роль обучения, требующего от каждого определенного отношения к работе коллектива в целом.

       К сожалению, встречаются такие родители, которые вообще оберегают своих детей от выполнения каких-либо обязанностей. Порой это связано с тем, что у родителей практические соображения берут верх над воспитательными («Велела я вчера своей Настюшке  вытереть посуду. Знаете, сколько времени у нее на одну тарелку уходит? У меня давно вся посуда в шкафу стояла бы. Быстрее самой сделать, чем ее ждать»). Действительно, пока ребенок еще не овладел как следует порученным ему делом, старшим нередко кажется, что проще это выполнить самим. Но так ведь ребенок никогда не приучится к выполнению своих обязанностей! Конечно, они должны быть посильными для ребенка и не отнимать у него слишком много времени, но исполнение должно быть обязательным.

       С другой стороны, подчинение ребенка правилам со временем порождает у него более высокие формы управления своим поведением. В этом-важнейшая воспитывающая функция обучения в школе. К сожалению, интересуясь тем, как учится ребенок, родители порой имеют в виду лишь то, как усваивает он предусмотренные программой знания и навыки. Это одностороннее, ограниченное представление об обучении. Своим содержанием и формой организации обучение, как мы подчеркнули выше, и воспитывает, формирует определенные свойства и черты личности человека. Более того, образовательные задачи обучения могу быть хорошо решены только тогда, когда на высоте его воспитательная сторона.

     Реальный путь воздействия, если вас призывают «принять меры», -конечно, не в одних лишь упреках и наказаниях, как  и не в абстрактных призывах «хорошо себя вести» (уверены ли вы, что ребенок понимает, что от него конкретно требуется? ). Вот здесь и надо ясно и четко показать ему, чему предстоит научиться, раз уж он школьник. Задание «болтуну» «постараться сегодня на уроках не разговаривать» понятнее для него, чем требование «вести себя как надо». Такого рода заданий и целей можно наметить немало; важно не ждать от ребенка мгновенного исполнения и отмечать каждый его успех в «работе над собой». Причем существенно, чтобы цель была поставлена заранее, а не когда школьник уже «проштрафился». Это правило применимо, кстати, и к самой учебной работе: если вы знаете, к примеру, что ваш сын тороплив и оттого небрежен, лучше перед началом домашней работы поставить перед ним цель-«не торопись», чем одергивать по ходу дела.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.